Мы наконец-то посетили особняк Рябушинского, он же – дом-музей Горького, он же – яркий образец русского модерна, построенный по проекту архитектора Федора Шехтеля. Когда попадаешь в такое уникальное место в Москве, невольно задумываешься о том, на сколько москвичи не знают и не ценят собственные архитектурные ценности. Многие стремятся поехать за границу, жадно знакомятся там с достопримечательностями, историей и культурой, при этом не интересуясь тем, что расположено совсем рядом. Ведь если что-то находится близко, стоит недорого, и пойти туда можно практически в любой момент, то интерес сразу резко падает, и этот момент почему-то бесконечно откладывается. А ведь здание необыкновенно красиво и безусловно заслуживает внимания. Многие не без оснований сравнивают Шехтеля с Гауди, творившим примерно в тот же период времени. Шехтель интересовался европейскими тенденциями в архитектуре, выписывал журналы по современному искусству. Он часто ездил за границу, смотрел, учился и много работал, поэтому, конечно, он был в курсе идей, занимавших на тот момент его зарубежных коллег. Так как нам были интересны именно архитектурные нюансы, то в особняк Рябушинского мы пошли с архитектурной экскурсией «Вальсы с городом архитектора Федора Шехтеля». Два часа мы гуляли в районе Патриарших прудов, знакомились с другими творениями Шехтеля, а особняк Рябушинского стал кульминацией нашей прогулки. Так как сейчас здание занимает дом-музей Горького, то практически вся экспозиция посвящена писателю. У меня это создало какие-то противоречивое ощущение. С одной стороны, здание сохранилось во многом благодаря личности Горького: если бы Сталин не поселил его в этом особняке, неизвестно, сохранился бы особняк до наших дней, и была бы у нас возможность так легко его посетить. С другой – все-таки очень хотелось бы, чтобы особняк отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, на сколько это возможно. Например, нам рассказали, что уже есть планы переместить книжные шкафы, расположенные в парадном холле, полностью закрывающие роскошные витражи и сильно загромождающие пространство. Масштабы библиотеки Горького, конечно, поражают: шкафы с книгами стоят везде, где их только можно было разместить, – я не могу представить, что человек за свою жизнь может прочитать столько книг. Понятно, что вывезти музей Горького из особняка невозможно: Горький – тоже часть истории этого здания. Но уделить больше внимания Шехтелю в экспозиции вполне реально. Сейчас Шехтелю посвящены только несколько стендов в гардеробе музея, а этого явно недостаточно. Если я вас заинтересовала, то подробный рассказ об особняке и качественные фотографии интерьеров можно найти здесь https://bellezza-storia.livejournal.com/451365.html